Рассмотренные вопросы

Array

0

Уважаемая Тамара Касымовна!

Компания (средний бизнес) имеет штат сотрудников (офисники) в головном офисе и в регионах - 120 человек, недавно был создан штат работников рабочих профессий по тукущему ремонту ж.д. грузовых вагонов - 19 человек. Таким образом у нас в штате теперь кроме офисных работников добавились и рабочие. Суть моего вопроса такова: необходимо ли создавать службу БиОТ как отдельное структурное подразделение (из всего шатат всего лишь 19 человек рабочие) или достаточно одного специалиста по безопасности и охране труда?

С уважением специалист по БиОТ

Ответ: 

Уважаемый Муратжан Аманжолович!

    Согласно пункту 1 статьи 202 Трудового Кодекса РК в целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность с численностью более пятидесяти работников, работодатель создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно первому руководителю организации или лицу, им уполномоченному.

    Из данной статьи следует, что основным требованием для создания службы безопасности и охраны труда в организации является не количество работников, относящихся к категори производственного персонала, а вид деятельности организации и общая численность работников.

    В соответствии с пунктом 63 статьи 1 Трудового Кодекса РК производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, оказание различных видов услуг и выполнение работ.

    На основании вышеизложенного считаем, что во всех предприятиях осуществляющих производственую деятельность независимо от количества работников, относящихся к категории производственого персонала, должна создаваться служба безопасности и охраны труда.

    При этом, количество сотрудников службы безопасности и охраны труда определяется работодателем самостоятельно.


0

Добрый день. Я подал 25 октября 2017 на пособие по уходу за ребенком до года на супругу. Но начисления она еще не получила, еще не поступили.  

Дело в том, что я хочу, либо отказаться от этих пособии и назначить на себя(на отца ребенка, а не на мать), либо переназначить пособия на себя(на отца ребенка).

Возможно ли это сделать? 

Ответ: 

Здравствуйте, уважаемый Касымхан Кабиболаевич!

    На сегодняшний день, в системе социального обеспечения предусмотрены социальные гарантии в виде выплат по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года, финансирование которых осуществляется из двух источников - из республиканского бюджета или Государственного фонда социального страхования.

    Заявление и необходимые документы на назначение пособия сдаются в филиал Государственной корпорации «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация)

    В последствии, заявление с представленными документами направляются для рассмотрения в уполномоченный орган по назначению пособия (далее – уполномоченный орган).

    На основании решений уполномоченного органа о назначении пенсий или пособий Государственная корпорация в течении пяти рабочих дней обеспечивает включение назначенных сумм пенсий и пособий в потребность в бюджетных средствах на выплату, которая представляется ежемесячно к 25 числу месяца, предшествующего месяцу выплаты, в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

    В случае подачи Вашей супругой документов на назначение пособия (исходя из ваших слов) 25 октября текущего года, выплата будет сформирована и включена в потребность на декабрь месяц 2017 года.

    Дополнительно сообщаем, что если Ваша супруга уже реализовала право на получение пособия по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года, переход на другого получателя действующим законодательством не предусмотрен.

    Вместе с тем, подробную информацию по выплате пособия Вы можете получить, обратившись в информационно-консультационный центр                Государственной корпорации по бесплатному номеру 1414.


0

1.

Ответ: 

Уважаемая Айда Батыровна!

    Оплата труда работников государственных учреждений и казенных предприятий определяется постановлением  Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» (далее – Постановление).

    Согласно пункту 6 Постановления руководителям организаций предоставлено право устанавливать стимулирующие надбавки к должностным окладам работников организаций, премировать и оказывать материальную помощь за счет экономии средств, предусмотренных на содержание соответствующего государственного учреждения по плану финансирования при отсутствии кредиторской задолженности или по плану развития, утвержденному для казенного предприятия органом государственного управления, при отсутствии кредиторской задолженности в порядке, определенном отраслевым соглашением, коллективным договором и (или) актом работодателя.

    Порядок премирования государственных служащих определяется Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года N 1127 «Об утверждении Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета» (далее - Правила).

    Премирование работников органов Республики Казахстан осуществляется за счет экономии расходов.

    Перечень видов расходов, за счет экономии которых производится премирование, оказание материальной помощи и установление надбавок работникам государственных органов утвержден пунктом 13 Правил.

    Учитывая, что разработчиком данных Правил и уполномоченным органом по оплате труда государственных служащих является Министерство национальной экономики РК для получения конкретного ответа по Вашему вопросу рекомендуем обратиться в данный государственный орган.


0

В учреждении ОВ 156/21 Департамента уголовно-исполнительной системы по ВКО  с 7 сентября 2017 года отбывает срок осужденная Р.1977 года рождения  диагнозом (туберкулез обеих легких,рецедив,БК + МДР по 4 категории).Осужденная  Р.изолирована от общей массы  осужденных в туберкулезном отделении учреждения. Непосредственный контакт и работу с документацией ведут, согласно штатному  расписанию  учреждения ,врач-фтизиатр, медицинская сестра  и санитарка по вольному найму.

Ответ: 

Уважаемая Айман Мамаевна!

     В соответствии со статьями 69, 89, 105 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - ТК) для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска и оплата в повышенном размере согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

    В соответствии с подпунктом 18) статьи 16 ТК РК приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года                  № 1053 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда (далее - Список), а также правил их предоставления (далее - Правила).

    В разделе 43 Списка предусмотрен ряд профессий и должностей работников осуществляющих трудовую деятельность в инфекционных, грибковых и туберкулезных (противотуберкулезных) лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, палатах и кабинетах.

    Вместе с тем, по вопросу оплаты сотрудникам учреждения ОВ-156/21 ДУИС по Восточно-Казахстанской области за работу во вредных условиях труду Вам следует обратиться в Министерства внутренних дел и здравоохранения.


0
Согласно п. 10 приказа и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 «Об утверждении Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода» (далее Правила):
Ответ: 

Уважаемый Табылды Бержанұлы!

    По существу озвученного Вами вопроса, сообщаем следующее.

    В соответствии с пунктом 10 Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода, утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559, для получения разрешения работодатель либо уполномоченное им лицо через информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование» либо в бумажном виде представляет в местный исполнительный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы заявление, согласно приложению 4 к Правилам, с приложением документов, представляемые для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы согласно приложению 5 к Правилам, а также сведения о привлекаемых иностранных работниках с указанием фамилии, имени, отчества (в том числе латинскими буквами), даты рождения, гражданства, номера, даты и органа выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность), страны постоянного проживания, страны выезда, образования, наименования специальности, квалификации (должности) в соответствии с применяемым в Республике Казахстан профессиональными стандартами, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих и Государственным классификатором Республики Казахстан 01-99 «Классификатор занятий».

    Таким образом, для получения разрешения работодатель либо уполномоченное им лицо через информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование» либо в бумажном виде представляет в местный исполнительный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы заявление, согласно приложению 4 к Правилам, с приложением документов, представляемые для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы согласно приложению 5 к Правилам.

    Вместе с тем, сообщаем, что согласно статье 4 Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств осуществляют органы юстиции (регистрирующий орган).

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», рекомендуем Вам за дополнительным разъяснением касательно регистрации филиалов и представительств обратиться по компетенции в Министерство юстиции Республики Казахстан.


0

Мама проработала на одной предприятии Атырау СУ Арнасы 35 лет, при выходи на пенсию не включили в стаж  работы 7 лет, тогда не перечислялись пенсионные взносы. В те года предприятие Атырау Су Арнасы  удерживала с работников ПВ , но не перечисляла во время. А перечислела одной суммой за все года. Но фактически люди( в т,ч и моя мама) работали в это время.

Как быть в этой ситуации и какие документы должны быть предоставлены для того, чтобы ГЦВП включила 7 лет стажа для исчисления пенсии? 

Ответ: 

Здравствуйте, уважаемая Ольга Анатольевна!

     Изучив Ваше обращение, сообщаем, что с 1 января 1998 года в Республике Казахстан в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее - Закон) введена накопительная пенсионная система.

    Согласно Закону, главными параметрами определяющими размер пенсионных выплат при назначении являются трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года (трудовой стаж у женщин должен составлять не менее 20 лет) и размер среднемесячного дохода за любые три года подряд независимо от перерывов в работе за период с  1 января 1995 года до достижения пенсионного возраста.

    При этом, с января 1998 года принимается тот доход, с которого производились 10% обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд.

    Кроме того, по достижении пенсионного возраста гражданам назначается государственная базовая пенсионная выплата (далее - ГБПВ).

    С 1 июля 2018 года законодательством вводится норма, предусматривающая изменение порядка назначения ГБПВ, согласно которой для каждого получателя ГБПВ  определяется стаж участия в пенсионной системе.

    В стаж участия в пенсионной системе будет засчитываться трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года (для состоявшихся пенсионеров  -  по материалам пенсионного дела) и период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (далее – ОПВ).

    Периоды, за которые осуществлялись обязательные пенсионные взносы, будут учтены по сведениям, имеющимся в централизованной базе данных о перечислении обязательных пенсионных взносов, как общее количество месяцев, за которые поступили ОПВ в накопительные пенсионные фонды и (или) единый накопительный пенсионный фонд.

    В случе возникновения вопросов, после проведения пересмотра ГБПВ (то есть после 1 июля 2018 года), Вы можете обратиться в Межведомственный расчетный центр социальных выплат или в Департамент комитета труда и социальной защиты по месту жительства.


0

Добрый день уважаемые специалисты. Вынуждены обратиться к вам за разъяснениями, т.к. не находим ответов на вопросы, касающиеся порядка расчета коэффициента повышения заработной платы в соответствии с действующими правилами исчисления средней заработной платы и методическими рекомендациями по их применению.

Ответ: 

Уважаемая Айжан Телагысовна

     Расчет средней заработной платы производится на основании Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы» (далее-Правила).

     Согласно пункту 13 Правил в случае повышения должностного оклада исчисление средней заработной платы производится с учетом коэффициента повышения в следующем порядке:

   - если повышение произошло в расчетный период, средняя заработная плата, за каждый месяц, предшествующий повышению, исчисляется с учетом коэффициента повышения;

    - если повышение произошло после расчетного периода до наступления события, средняя заработная плата за расчетный период исчисляется с учетом коэффициента повышения;

    - если повышение произошло в период события, часть средней заработной платы исчисляется с учетом коэффициента повышения с даты повышения тарифной ставки (должностного оклада) до окончания указанного периода.

    Коэффициент повышения рассчитывается путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленного в месяце повышения, на тарифную ставку (должностной оклад), установленный до повышения. При переводе работника с одной должности на другую коэффициент повышения не применяется.

     Коэффициент повышения применяется к общей сумме начисленной заработной платы каждого соответствующего месяца в пределах расчетного периода. Коэффициент повышения не применяется:

     1) при переводе работника с одной должности на другую;

    2) при увеличении стажа работы по специальности работника или при повышении квалификационного разряда рабочего, учитываемых при исчислении размера должностного оклада.

     Таким образом, указанные Вами вариант расчета №1 для примера 1), вариант расчета №1 для примера 2) исчисления средней заработной платы с учетом коэффициента повышения являются верными.


0

Здравствуйте!

Ответ: 

 Уважаемая Екатерина Игоревна!

   По первому вопросу

   В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года работодатель (далее - Кодекс) обязан за счет своих средств выплачивать работникам социальное пособие по временной нетрудоспособности.

   Основанием для выплаты социального пособия по временной нетрудоспособности являются листы нетрудоспособности.

   Социальные пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются работникам с первого дня нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности или до установления инвалидности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

   Согласно пункту 5 Определения размеров социального пособия по временной нетрудоспособности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1103, размер пособия, выплачиваемого в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием работника, составляет сто процентов средней заработной платы.

   Расчет средней заработной платы производится на основании Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы».

   Согласно пункту 3 Правил назначения и выплаты социального пособия по временной нетрудоспособности, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 907 при наступлении временной нетрудоспособности работника вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пособие назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве согласно пункту 1 статьи 190 Кодекса и выплачивается с первого дня наступления нетрудоспособности до выхода на работу или установления инвалидности. 

   Таким образом, социальное пособие по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием работника, на который был составлен акт о несчастном случае на производстве выплачивается в размере ста процентов на все предоставленные листы о временной нетрудоспособности работодателю с диагнозом, связанным с трудовым увечьем, так как основанием для выплаты социальных пособий по временной нетрудоспособности являются предоставленные работодателю листы нетрудоспособности.

    По второму вопросу

   Согласно подпункту 61) пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее - Кодекс) производственная травма (трудовое увечье) – повреждение здоровья работника, полученное при исполнении им трудовых обязанностей, приведшее к утрате трудоспособности.

   Каждый несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью и вызвавший у работника (работников) потерю трудоспособности в соответствии с медицинским заключением (рекомендацией), подлежит расследованию.

   По окончании расследования каждого несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с материалами расследования работодатель не позднее трех рабочих дней обязан оформить акт о несчастном случае.

   По третьему, четвёртому вопросам

   Порядок и условия возмещения вреда, причиненного здоровью работника, при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей установлены гражданским и трудовым законодательством.

   Статьей 937 Гражданского кодекса Республики Казахстан установлено, что при причинении гражданину увечья или иного повреждения здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и другие), если признано, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не получает их бесплатно.

   Расходы, вызванные повреждением здоровья (на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и другие), возмещаются работодателем, причинившим вред здоровью работника, в пределах, установленных Трудовым кодексом Республики Казахстан.

   В соответствии с пунктом 3 статьи 122 Трудового кодекса Республики Казахстан установлено, что при причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья.

   Размер расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещаемых работодателем в период установления степени утраты трудоспособности, не может превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на момент выплаты.

   Выплата по возмещению расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы, представленных работником либо лицом, понесшим эти расходы. При этом возмещению не подлежат расходы, которые входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

   Таким образом, возмещение расходов, вызванных повреждением здоровья, возмещается работодателем в случае:

   1. установления пострадавшему работнику степени утраты трудоспособности от 5 до 29% включительно;

   2. представления заключения, что пострадавший работник нуждается в дополнительных видах помощи и уходе;

   3. если дополнительные виды помощи и уход не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи;

   4. предъявления документов, подтверждающих понесенные расходы.

   Необходимо отметить, что степень утраты трудоспособности устанавливается сроком на 6 мес., 1 год, 2 года и без срока переосвидетельствования (п. 26 Правил проведения медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44).

   Исходя из вышеизложенного, возмещение расходов, вызванных повреждением здоровья, осуществляется работодателем по каждому случаю установления степени утраты трудоспособности, в пределах, установленных трудовым  законодательством, на основании документов, подтверждающих понесенные расходы.


0

Здравствуйте. По какому блоку и звену начисляется заработная плата ассистента по социальной работе по программе "Орлеу" ("C" или "D")?

Ответ: 

Уважаемая Лазат Кайратовна!

    Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – Министерство), рассмотрев Ваше обращение по вопросу исчисления заработной платы ассистентов по социальной работе, сообщает следующее.

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 главы 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 13 февраля 2017 года № 52 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2017 год областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы на внедрение обусловленной денежной помощи по проекту «Өрлеу» уполномоченный орган для содействия в работе с участниками проекта «Өрлеу» приобретает услуги ассистентов на основании договоров возмездного оказания услуг, заключаемых с физическими лицами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, или договора государственных закупок.

    Таким образом, способ приобретения данных услуг выбирается уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан без согласования с администратором республиканской бюджетной программы. Условия оплаты услуг консультантов по социальной работе и ассистентов, в том числе на проезд и расходы, связанные с реализацией проекта «Өрлеу», а также учета времени оказания услуг и перечень предоставляемых услуг предусматриваются в договоре.


0

Доброго времени суток! 

Помогите разобраться в ситуациях

1) Работник увольняется 08 декабря 2017 года (пятница

Согласно приказа, за отработанный период работнику выплачивается  компенсация за 5 (Пять) календарных дней неиспользованного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.

Ответ: 

Уважаемач Наргиз Абдусаматовна!

    В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса РК (далее – Кодекс) при прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (ежегодные трудовые отпуска), производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков).

   Подсчет количества неиспользованных дней трудового отпуска подсчитывается пропорционально отработанному времени.

   Согласно пункту 6 Методических рекомендаций по применению Единых правил исчисления средней заработной платы, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 ноября 2015 года № 908, для определения суммы компенсации за неиспользованный трудовой отпуск при прекращении или расторжении трудового договора, дни неиспользованного отпуска отсчитываются с рабочего дня по календарю пятидневной или шестидневной рабочей недели, следующего за датой увольнения работника и выбираются рабочие дни, приходящиеся на этот период с учетом режима работы.

   Согласно вышеуказанному, дни неиспользованного трудового отпуска отсчитываются с рабочего дня, следующего за датой увольнения работника, то есть с понедельника (в Вашем случае с 11 декабря т.г.).

Страницы